header_bg.png 2-jpg.jpg 1-jpg.jpg

Классификация АСЕА

В 1996г. ведена европейская классификация моторных масел, разработанная АСЕА. Классификация АСЕА содержит единые базовые требования к эксплуатационным свойствам масел.  АСЕА ввела в действие классификацию в которой моторные масла делятся на три класса:

- класс А – масла для бензиновых двигателей;
- класс В – масла для дизелей легковых автомобилей;
- класс Е – масла для дизелей грузовых автомобилей.

Категории в классах масел обозначаются арабскими цифрами, например: А5, В4, Е2, после которых две цифры обозначают год введения данной категории.

В 2004г. была принята новая, классификация АСЕА-2004, в которой, в отличие от предыдущей, масла для легковых автомобилей делятся на два класса:

для бензиновых двигателей и дизельных двигателей легковых автомобилей;

для двигателей с установкой дополнительного оборудования для снижения токсичности.

Внутри каждого класса существует разделение на категории с различными эксплуатационными свойствами:

Классификация масел АСЕА в редакции 2004г.

Класс АСЕА Категория АСЕА Свойства и область применения
А/В – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков
А/В А3/B3 Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей  легковых автомобилей и фургонов) и/или для всесезонного применения маловязких   масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях, определяемых изготовителем двигателей.
А3/B4 Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены высокофорсированных  бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива. Также применимы для дизелей легковых автомобилей и фургонов.
А5/B5 Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для эксплуатации высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов) при увеличенных интервалах замены, допускающих применение снижающих трение, энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2,6 – 3,5мПа*с) при высоких температурах и скоростях сдвига.
С – масла совместимые с системами нейтрализации отработавших газов
С С1 Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных катализаторами TWC(1), DPF(2) и требующих применения снижающих трение, малозольных (Low SAPS(3)), маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2,9мПа.с. Масла обеспечивают увеличение ресурса нейтрализаторов отработавших газов типа TWC и фильтра DPF, обеспечивают экономию топлива.
С2 Масла, обладающее повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсорованных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC, DPF и допускающих применение снижающих трение, малозольных, маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2,9 мПа.с. Обеспечивают продление ресурса катализатора и фильтра и обеспечивают экономию топлива.
С3 Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC и DPF, продлевают срок эксплуатации TWC и DPFоборудования. Внимание: данные масла могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями  по эксплуатации техническими справочниками.
Е Е4 Масла стойки к деструкции, обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, не оборудованных  фильтром твердых частиц выхлопа; для некоторых двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR(4)); для некоторых двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR(5)).
Е6 Масла стойки к деструкции, обеспечивают лучшую чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2 и Евро-3 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (как с фильтром твердых частиц выхлопа, так и без): для двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR). Именно категория Е6 удовлетворяет требованиям двигателя, оборудованного фильтром твердых частиц, и работающем  на малосернистом топливе (до 50ppm).
Е7 Масла стойки к деструкции; обеспечивают особо высокую чистоту поршней; предотвращают полировку цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре; уменьшают рост вязкости от накопления сажи; более стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2 и Евро-3 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях,  без фильтров твердых частиц, для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов и селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR) .

Примечание:



(1) – TWC (Three Way Catalyst) – трехкомпонентный каталитический нейтрализатор.
(2) – DPF (Diesel Particular Filtr) – фильтр твердых частиц выхлопа дизельных двигателей.
(3) – Low SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur) – масла с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы.
(4) – SCR (Selective Cataltic Reduction) – селективный катализатор отработавших газов.
(5) – EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система рециркуляции отработавших газов.

- четыре категории для класса бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей: А1/В1; АЗ/ВЗ; АЗ/В4 и А5/В5;

- три категории: С1; С2; С3 - для масел с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы (SAPS oils) и двигателей с системами нейтрализации отработавших газов.

В новой классификации 2004 категории А (бензиновые двигатели) и В (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены в двойные, как например, А3/В3, что значительно сблизило с реальными условиями применения масел конечным потребителем.

Кроме того, введены новые категорий так называемых Low SAPS oils – масел с пониженным содержанием зольных эле­ментов и с ограничениями по содержанию фосфора и серы. Введение отдельного класса таких масел связано с установкой на современные автомобили специальных устройств (с целью обеспечения норм по экологии) – катализаторов нейтрализации отработавших газов, чувствительных к составу топлива и моторных масел, вернее к продуктам их сгорания, попадающих в систему выпуска; работоспособность этого дорогостоящего дополнительного оборудования не обеспечивается при работе на маслах традиционного состава.

Некоторые изменения в 2004 году претерпела и Европейская классификация моторных масел для грузовых автомобилей: появились новые категории - Е6 и Е7, отменены категории Е3 и Е5. Категорию Е3 «поглотила» категория Е4, изначально обеспечивающая более надежную работу высокофорсированных дизелей в тяжелых условиях работы и отвечающая требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и экономичности работы двигателя (масла категории Е3 отвечали требованиям лишь Евро-1 и Евро-2). Категория Е5 «перешла» в категорию Е7 с некоторым изменением требований к противоизносным свойствам масел.

Введена новая категория Е6, специально разработанная для двигателей, работающих на низкосернистом топливе, оборудованных фильтром твердых частиц и требующих использования малозольных масел с ограниченным содержанием фосфора и серы. Для масел категорий Е6 и Е7 введен новый метод оценки противоизносных свойств цилиндропоршневой группы - Mack T-10 (вместо Mack T-9), использующийся для оценки масел категории API: СI-4 . Таким образом, категории E7 и CI-4 «приравнены».