header_bg.png 2-jpg.jpg 1-jpg.jpg

Масла для автоматической коробки передач

Масла для автоматической коробки передач - особый вид масел. К ним предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки (АКПП) включают в себя несколько совершенно разнородных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, - спектр функций масла весьма широк.

Масло смазывает, охлаждает, передает вращающий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°С, а в жаркую погоду при городском движении она может подниматься до 150°С.

Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благо­приятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь - сталь, сталь - металлокерамика, сталь - бронза, сталь - фрикционная прокладка) затрудняет подбор антифрикционных присадок. Разнородные материалы деталей, кислород, вода, масло, образуют электрохимические пары, активизирующие коррозионный износ. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства, защищать поверхности трения, но и, как передающая вращающий момент среда, обеспечивать высокий КПД трансмиссии. В этом случае требования к вязкости прямо противоположны: для смазки шестерен нужна относительно высокая вязкость, а для нормальной работы гидротрансформатора - низкая (4-9сСт при 100°С).

Для автоматической коробки передач применяются масла двух типов, которые отвечают требованиям основных производителей автомобилей - «General Motors» и «Ford». Они носят фирменные названия - Dexron и Mercon, соответственно. Две крупные автомобильные корпорации на протяжении долгих лет (с 1949 г. -GM и с 1959 г. -Ford) создавали спецификации на масла для автоматических коробок передач. Со временем разница между ними сократилась, и с 1993 года они стали взаимозаменяемы. Масла Dexron III (G) иDexron IV созданы с учетом требований для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора. Последняя моди­фикация масла Ford Mercon V (М2С202 В, Туре В) имеет особые свойства и с другими маслами не взаимозаменяемо.