header_bg.png 2-jpg.jpg 1-jpg.jpg

Масла для механических трансмиссий

Трансмиссионные масла предназначены для смазки механических, гидромеханических и гидро­объемных трансмиссий. Состав и свойства масел зависят от конструкции трансмиссий и условий работы (температура, контактные напряжения, скорости скольжения и др.). Трансмиссионные масла отличаются по своим свойствам от моторных масел ввиду существенного различия вусловиях работы:

- не соприкасаются с горячими поверхностями камеры сгорания;
- не имеют контакта с продуктами сгорания топлива;

Для обеспечения надежной и эффективной работы узлов и агрегатов трансмиссий, масла должны обладать целым комплексом положительных эксплуатационных свойств: высокой смазывающей способностью, которая обеспечивается хорошими противоизносными и антифрикционными свойствами; высокой термической и термоокислительной стабильностью; антикоррозионной стойкостью; совместимостью с уплотнителями (эластомерами); высокими антипенными свойства­ми; стабильностью при хранении и транспортировании; оптимальными вязкостно-температурными свойствами.

Тепловой режим трансмиссионных масел тяжелый. Рабочая температура агрегатов трансмиссии достигает 150°С и выше, а температура старта автомобиля может быть очень низкой до -60°С, в зависимости от окружающей среды. С одной стороны, масло должно обладать малой вязкостью, обеспечивающей незначительные потери мощности двигателя на трение и хорошую прокачиваемость при отрицательных температурах. С другой – масло должно обеспечивать надежное смазывание при высоких рабочих температурах и нагрузках (при граничной смазке). Поэтому вязкость трансмиссионных масел является комплексным показателем и характеризуется двумя показателями:

- кинематической  вязкостью при рабочей температуре, (мм2с при 1000С);
- минимальной температурой работоспособности масла,  ниже которой динамическая вязкость масла превышает 150000 сПз (150Па*с) и не обеспечивает надежное смазывание трансмиссии.

Для классификации трансмиссионных масел по вязкости наибольшее распространение и признание в мире получил стандарт SAE J306.

Класс вязкости Максимальная температура (°С) при вязкости 150 Пз, Кинематическая вязкость при 100°С,мм2
min min
70W -55    
75W -40    
80W -26    
85W -12 11,0  
80   7,0 <11,0
85   11,0 <13,5
90   13,5 <24,0
140   24,0 <41,0
250   41,0  

Также как и для моторных, для трансмиссионных масел существует зимний и летний ряд степеней вязкости: SAE 70W, 75W, 80W, 85W – зимний ряд: SAE 80, 85, 90, 140, 250 – летний. Масло, имеющее двойное обозначение (75W-90), является всесезонным. Агрегаты трансмиссий могут иметь  в одном корпусе все виды передач и механизмов – зубчатые, фрикционные, гидравлические. Поэтому трансмиссионные масла должны обладать универсальными свойствами – смазывающего материала  механических зубчатых передач, среды для обеспечения сцепления во фрикционных передачах и жидкости, передающей мощность в гидравлических устройствах.


Зубчатые передачи механических трансмиссий бывают следующих видов: цилиндрическая, конусная, конусно-спиральная, гипоидная, червячная. Наиболее трудными условиями работы отличаются гипоид­ные и червячные передачи, в которых одно­временно проявляются высокие скорость сдвига до 15 м/с и 25 м/с соответственно, и контактные давления выше 3000 МПа. В зависимости от условий работы трущихся пар, узлы и агрегаты механической трансмиссии автомобилей можно разделить на две группы, в которых:

- скорость   скольжения   сравнительно невелика, до 12 м/с, и нагрузка распределена относительно  равномерно, не превышает 2100 МПа - это коробки передач и редукторы;
- скорость скольжения велика, выше 15 м/с, и высокие  нагрузки,  более  2100 МПа – это главная   гипоидная   передача  и  механизм рулевого управления.

Эти классы трансмиссионных масел условно называются «маслами для коробок передач» (класс по API GL-4) и «маслами для гипоидных передач» (класс по API GL-5).

Классификация трансмиссионных масел для механических коробок передач по API.

Класс поAPI Условия применения, тип передачи и состав
GL-1 Масла для механических коробок передач, работающих в легких условиях; состоят из базовых масел без присадок; в небольшом количестве могут вводиться анти­окислительные, депрессорные и антипенные присадки и ингибиторы коррозии
GL-2 Масла предназначены для червячных передач транспортных средств; могут применяться для смазывания трансмиссии некоторых сельскохозяйственных машин; содержат противоизносные присадки, разработанные специально для червячных передач
GL-3 Масла для механических коробок передач, работающих в умеренных условиях и мостов со спирально-коническими передачами в условиях средних и высоких скоростей и нагрузок (не предназначены для гипоидных передач)
GL-4 Масла для работы в мостах со спирально-коническими передачами, работающих в диапазоне скоростей и нагрузок от умеренных до жестких и в мотах с гипоидным зацеплением при умеренных скоростях и нагрузках. Могут использоваться для несинхронизированных коробок передач североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов, могут применяться для синхронизированных коробок передач, но должна быть отметка о соответствии требованиям производителей машин
GL-5 Масла для наиболее загруженных передач,  особенно с гипоидным зацеплением, работающих в широком диапазоне скоростей и нагрузок; основное назначение - смазывание гипоидных передач со значительным смещением осей. Для синхронизированных механических коробок передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин;


Примечание.

Масла категории GL-4 не пригодны для высоконагруженных гипоидных пар. Они используются в синхронизированных механических коробках передач, в том числе совмещенных с главной передачей, а также спирально-конических и умеренно нагруженных гипоидных передачах.